О состоянии Планетарного Искусства
Планетарное Искусство начало заявлять о себе во времена Ледникового периода. С наступлением эры холоцена, около 12 тысяч лет назад, оно стало неотъемлемой частью человеческого бытия.
Несмотря на то, что поведение самого Искусства, зачастую, кажется вызывающим и даже извращенным, все же оно - нечто совершенно гибкое и текучее, послушное естественным законам, правящим энергией и материей.
С помощью таких орудий, как компьютеры, радары и спутники, мы, люди, расширили сферу своих возможностей самовыражения и пришли к пониманию того, что поведение Планетарного Искусства зависит от мириадов взаимодействий - от микроскопических до глобальных, включающих в свою орбиту само Солнце и межпланетное пространство.
Планетарное Искусство начало заявлять о себе во времена Ледникового периода. С наступлением эры холоцена, около 12 тысяч лет назад, оно стало неотъемлемой частью человеческого бытия. Вначале через ритуал, а затем в тенденциях архитектуры храмовых комплексов и сопутствующих ремесел, Планетарное Искусство все явственней формировало многоплановый поток человеческой культуры.
Этот процесс происходил в строго определенных ключевых местах нашей планеты: Египте, Месопотамии, Индии, Греции, Китае, Мексике и Перу. Поток Планетарной Культуры ширился и разветвлялся, постепенно включая в себя весь спектр культурных взаимосвязей, пока, наконец, не покрыл всю планету электронной сетью, мощь и утонченность которой все нарастает.
Период глобальной индустриализации (1800-2000 гг. от Р.Х.) стал временем величайшей трансформации Планетарного Искусства. Не принимая в расчет экспериментальные данные о состоянии тонких полей, можно сделать вывод о полной разбалансировке локальных систем жизнеобеспечения вследствие вторжения машинной цивилизации и электронных “массмедиа”.
В странах капиталистической ориентации искусство стало предметом коммерческого ажиотажа; люди искусства поставлены в условия конкуренции, а не сотрудничества. В странах “коммунистической” экономики искусство стало орудием государственной пропаганды и приняло отжившие формы буржуазного прошлого.
Но к 1987 году назрел глобальный кризис. В развитых капиталистических странах искусство достигло состояния Максимума Коммерческой Энтропии; в коммунистических - массовые протесты людей искусства привели к состоянию Великого Застоя Эстетики. Оба этих феномена стали симптомами более общей ситуации - Великого Глобального Кризиса двух последних десятилетий двадцатого века. Этот век, ставший временем заката большинства социальных систем, со все более частыми войнами и экономическим хаосом - финал Глобально-Индустриальной Цивилизации.
И все же, в этом веке начинает подлинно проявляться Планетарное Искусство, а именно: в том же судьбоносном 1987 году. Важно отметить, что его первое решительное действие состоялось в содружестве с NCAR, у подножья Скалистых гор, в самом сердце Североамериканского континента. Этот Центр, являющийся “нервным узлом” одной из самых разветвленных научных “сетей” нашей планеты, занят изучением глобальных и околоземных климатических изменений, в частности, вулканической и сейсмической активности (особенно после крупного сдвига Тихоокеанской тектонической плиты в 1986 г.).
Две группы первопроходцев, действующих в сфере NCAR, организовали судьбоносную встречу в дни февральского новолуния 1987 года. Они называли свои группы “Исследователи Сокровищ Феноменального Мира” и “Всемирный Союз Хранителей Эстетической Эволюции”. Они договорились с NCAR об использовании его огромной коммуникационной сети для объединения людей искусства во всех крупных центрах планеты. С этой целью они основали Глобальную Миссию Искусств (GAMMA), и издали знаменитый “Бюллетень Искусства и Энергии”(1987 г.).
Основные положения этого издания, составляют фундамент успеха любой активации людей искусства и звучат так:
1. Искусство есть функция энергии.
Осознание человечеством своего состояния единства, как целостного организма, формирует базис проявления Искусства в форме связующей ткани, воссоединяющей отдельные организмы путем энергетических преобразований, фокусируемых эмоциональными центрами этих организмов.
Эмоциональная энергия - внешнее проявление жизненной или Биопсихической энергии. Эмоциональная энергия, структурируемая формой, ритмом, цветом, светом, звуком и движением, напрямую связана с установлением динамического эквилибриума со всем спектром сил феноменального мира - от микроскопических до галактических уровней.
Таким образом, надлежащий контроль над энергией (на каком бы то ни было уровне и с какой бы то ни было целью) невозможен без соответствующей активации энергосистемы Искусства.
Когда искусство приходит в разлад, все иные системы жизнеобеспечения приходят в упадок. Словами Уильяма Блейка, “Упадок искусств и отрицание воображения - причина господства войны над народами”.
2. Подлинное Искусство не существует вне трансформации личности.
Приняв тот факт, что природа искусства являет собой функцию энергии, мы начинаем понимать, что оно напрямую связано с энергетикой и здоровьем организма. Если художник не вполне убежден в собственном здравомыслии и благожелательности и не стремится к гармонизации собственного бытия со всем спектром вселенских энергий, то плод его искусства будет служить единственно расстройству здоровья взирающих на него. Но если художник стремится к цели трансформация личности, это требует от него настройки энергии собственного организма на весь диапазон космических энергий и освоения палитры умений, придающих его произведениям качество глубины чувства и провидения тонких миров. В этом случае он вправе пользоваться любыми необходимыми средствами самовыражения.
3. Необходима открытость художников коллективным эстетическим тенденциям и сплочение в ассоциации.
Индивидуальное творчество должно служить не удовлетворению личных амбиций, но искреннему и открытому выражению взаимосвязей Вселенной, отражаемой опытом художника. Этот подход неизбежно расширяет диапазон взаимоотношений автора со своей аудиторией. Испытывая стремление расширять свою сферу взаимодействий, свойственное всей Вселенной, художник также объединяет сферу своей активности с устремлениями круга близких ему по духу собратьев. Так устанавливается фундамент коллективного творчества.
4. Универсальность Планетарного Искусства воссоединяет прошлое и будущее в настоящем - “Вечном Сейчас”.
Искусство, как свойство энергии есть та причина, по которой великие памятники прошлых веков пребывают во вневременности, ткани художественного планетарного творчества. Пирамиды Гизы, Теотихуакана и Боробадура; пещеры Аджанты, Акрополь и Шартрский собор; китайская пейзажная живопись и мечеть Исфахана составляют неразрывную сеть планетарных эстетических взаимодействий. Энергия этих ключевых точек черпается из общего резервуара и доступна в равной мере для всех.
Энергия красоты этих созвучий - пища, поддерживающая тонкое равновесие здоровья нашего организма; их структура и форма - ключ к пост-индустриальной эволюции Планетарного Искусства.
Новые формы, такие, как радиосоническая архитектура (синтезирующие визуальные световые структуры и звук), воссоединяют в себе энергию прошлого и видение будущего. Это видение будущего - плод заботы о служении как можно большему числу поколений.
5. Признание необходимости формирования Планетарной Сети Искусства (ПСИ), жизненно важной для общечеловеческого организма, является фундаментом нового планетарного социального обустройства.
Планетарный организм проходит эволюционный момент мутации, выходя из кокона анархического, раздробленного и ограниченного существования, и Планетарное Искусство - средство облегчения этого Великого Перехода.
Первородное право Искусства должно быть восстановлено, и новый, более здоровый и благоприятный образ жизни придёт на смену бесплодным формам периода Индустриальной Цивилизации. Сфера образования и досуга станет общедоступной благодаря компьютерной технологии; Планетарное Искусство породит новые, гармоничные формы созерцания и действия.
Опыт эпох монархии и индустриальной демократии станет базисом эстетических форм, навеянных естественными образами, поставляемыми самой Природой. Электронные средства коммуникации сделают эти образы общедоступными во всех уголках планеты. Даже в текущий период политической анархии и разлада, Планетарное Искусство планеты уже дает пример не раздробленного видения, которое послужит великим подспорьем в предстоящий период возрождения нашей Земли.
6. Все вступающие в Ассоциацию Искусства Планеты делают этот шаг из огромного уважения к глубоко духовной природе человечества.
Вне этой веры в благую суть человечества и его способности к трансформации Планетарное Искусство не сможет преодолеть препятствия войны и продиктованных эгоизмом преступлений прошлого.
Таковы основные положения Бюллетеня Планетарного Искусства, опубликованного в 1987 году. Эти пункты направлены на расширение положительного кругозора человечества и сферы его духовного восприятия. Этот процесс расширения, начавшийся за семь веков до создания Планетарной Ассамблеи Хранителей Планеты (PAEG), ныне раскрыл всю полноту возможностей для расцвета Планетарной Сферы Искусства. Выработав общую терминологию с Планетарным Советом Трансформации Энергий, Ассоциация Искусств получает право объявить Планету Земля произведением Космического Искусства.
Хосе Аргуэлльес