Дхармаракшита: Колесо ОК

Поклоняюсь трем драгоценностям! Этот текст называется «Колесо острых кинжалов Разящее врага в сердце». Диагностика кармы.

Это базовый текст махаянской тренировки ума, составленный великим йогином Дхармаракшитой, который известен также в тибетской традиции под именем Серлингпа. Это учение пришло в Тибет с великим индийским мастером Дхармы Атишей (982-1054). Тибетский перевод был выполнен Атишей и его главным учеником Дрон Тонпой. Перевод на русский Д.Филос и Ирина Урбанаева + комментарии геше Джампа Тинлея. Коррекция для «диагностики кармы»: Илья Орлов.

Когда тело дрожит от нестерпимой боли, корчась в тяжелых недугах, которые трудно перенести,
То телам других причиняли боль, жестоко мучили.
Теперь мы сполна на себя принимаем телесные муки!

Когда мы в депрессии или в душевных муках,
Это плоды негативных наших деяний – в прошлом мы разрушали мир и покой других.
Теперь сполна на себя принимаем мучения!

Когда мы мучаемся из-за того, что нам нечего есть, или испытываем сильную жажду,
Это плоды негативной кармы воровства, грабежей и алчности.
Теперь сполна на себя принимаем голод и жажду!

Когда мы бесправны, в неволе, под властью других живем и мучаемся,
Мы жестоко обращались с существами слабыми и низкими.
Теперь своим телом и жизнью смиренно будем служить благу других!

Когда идет неприятная для нас молва, и полнится земля слухами,
Эхо злословия, клеветы, брани и прочих пороков нашей речи.
Теперь пришло время ругать и третировать только свои собственные ошибки!

Если мы родились в нечистой местности,
То это результат постоянной привычки видеть всё как нечистую видимость 
(Этот термин обозначает наше обычное восприятие реальности, смешанное с цеплянием за самосущее бытие явлений, в силу которого мы считаем феномены внешнего мира и своё "я" реально, субстанционально существующими.)
Теперь пришло время приручить свой ум к одной только чистой явленности!
(Видение реальности без цепляния за самосущее бытие явлений, или проявление, лишенное самосущего существования)

Когда против воли мы расстаемся с теми, кто близок и дорог нам, и с теми, кто приносит нам пользу,
Мы уводили за собой чужих слуг, друзей и близких.
Теперь нельзя разлучать тех, кто друг другу близок!

Когда существа благородные все недовольны нами,
В прошлом святого наставника бросив, мы доверились скверной компании.
Теперь надлежит оставить дурных друзей!

Когда вопреки закону и справедливости нас обвиняют в злодействах, которых мы не совершали, и обличают в пороках, которых у нас нет.
Когда-то святых мы третировали, приписывая им пороки, и принижали нарочно имеющиеся у них достоинства.
Отныне больше не следует напраслину возводить на других, и принижать чужие заслуги!

Когда наши средства и собственность расходуются впустую.
Когда-то мы проявляли пренебрежение к имуществу и благосостояние других.
Теперь надлежит потрудиться для благополучия других!

Когда наш ум не ясен, а на сердце безрадостно.
Мы содействовали в прошлом тому, чтоб другие копили дурную карму.
Теперь надлежит воздержаться от создания преступных условий для кого бы то ни было!

Когда дела не идут, и задуманное не осуществляется,
Мы чинили когда-то препятствия тем, кто стремится к чистым деяниям,
Теперь надлежит отказаться от мысли мешать другим в благих поступках!

Когда всё, что ни делаем, Учителя не радует,
В прошлом двуличные, мы были неискренними в практике Дхармы.
Теперь всем сердцем приняв Учение, без лицемерия будем его претворять!

Когда вокруг все восстают против нас, и что бы ни сделали мы – в результате все видят ошибки и недостатки,
Мы бесчестьем клеймили когда-то тех, кто имел и совесть, и честь.
Теперь надлежит избегать агрессии и оскорбительных действий!

Когда окруженье и слуги, едва появившись у нас, начинают тут же питать к нам злобные чувства,
В прошлом мы продавали служивших нам на чужую сторону, на страдания и злую долю.
Теперь, как бы горько нам ни было, следует поступать по-доброму!
(В английском переводе: "Когда наши друзья и слуги, раздосадованные нашими привычками, спустя короткое время не выдерживают жизни в нашем доме, то это колесо острых кинжалов,
нам как результат того зла, которое содеяно было нами. До сих пор мы навязывали свои дурные привычки другим. Отныне следует измениться и вести себя только по-доброму.")

Когда все родственники и близкие становятся нам врагами,
Движимые скрытными помыслами, мы причиняли близким боль.
Теперь надо практиковать так, чтобы избавиться от коварства и лживости!

Когда мы страдаем от тяжких болезней, злокачественных опухолей или водянки,
Это плод дурных деяний, которыми в прошлом мы осквернили себя тем, что незаконно присваивали имущество Сангхи и неосторожно обращались с подношениями, предназначавшимися для объектов Прибежища.
Теперь никогда не присвоим то, что поднесено было Трем Драгоценностям! И нужно быть осторожнее с тем, что принадлежит Общине!

Когда на теле вдруг проступает заразная сыпь,
То это результат нарушения самайи.
Теперь надлежит отбросить все неблагие действия!

Когда интеллект замутнен в отношении доброго объекта познания,
В прошлом мы совершали отказ от Дхармы или откладывали ее реализацию.
Отныне слушанием, анализом и медитацией следует освоить высшую мудрость!

Когда во время практики Учения – слушания и так далее – наваливается сон,
Нас настигают плоды негативной кармы – накопленных нами поступков в отношении святой Дхармы.
Отныне ради Учения следует переносить все трудности!

Когда мы радостно отвлекаемся на страстные привязанности и другие помрачения ума,
Это результат того, что до сих пор мы не медитировали о непостоянстве и смерти, и не обрели постижения ущербности рождений в бесконечном круговороте шести миров.
Ныне нам следует больше тревожиться из-за пороков сансары!

Когда, несмотря на старание и рвение в наших мирских делах и в практике Учения, во всем возникают проблемы, всё рушится и идет прахом,
Результат игнорирования закона кармы, связи причин и следствий.
Ныне следует наращивать собрание благих заслуг!

Когда все действенные ритуалы Дхармы не дают нам своих плодов,
Результат обращения в прошлом к тёмным силам,
Ныне следует отвернуться от тех, кто на стороне тьмы!

Когда никакие наши молитвы, обращенные к Трем Драгоценностям, не достигают цели,
Мы не имели в прошлом веры в Будду.
Отныне следует искать Прибежища только в Будде, в его учении и в его Сангхе!

Когда наш ум нечист из-за концептов ложных, и предрассудками мы одержимы, словно демонами,
Нас настигают плоды проступков, накопленных нами в отношении Гуру, Идамов, Божеств и Защитников – в нашей практике Дхармы, от Гуру-йоги до Тантры.
Ныне следует разрушить полностью все ложные концепты и предрассудки во взглядах!

Когда не по воле своей, подобно бездомным бродягам, вдали от родины должны мы скитаться,
В прошлом мы изгоняли Учителей и других людей с их собственных мест, из их дома.
Отныне не следует никого прогонять с родной для их стороны!

Когда град побивает ростки на полях, или иные стихийные беды приходят,
Нас настигают плоды нарушений обетов, самайю и клятвы предписанным способом не хранили.
Отныне следует беречь в чистоте тантрические обеты и прочие клятвы!

Когда аппетиты растут, а богатство всё больше скудеет, 
Не было в прошлом заслуг от даяния и от подношений Трем Драгоценностям.
Отныне надо усердствовать в развитии щедрости (даяние)
И практиковать как следует пуджу (подношение Гуру и Трем Драгоценностям)

Когда по причине телесных уродств или некрасивой внешности должны выносить мы насмешки и пренебрежение со стороны других,
В прошлом мы были плохими исполнителями священных статуй и образов, или некачественное изготовление их вызвало наш сильный гнев.
Ныне следует воздвигать статуи, тханки, изображения божеств, а также практиковать терпимость и сдержанность!

Когда несмотря на усилия сдерживать страсти и гнев он всё равно прорывается,
Кармические импульсы привычного себялюбия упрямо возбуждают нашу злонамеренность.
Отныне следует полностью искоренить наш эгоизм и сосредоточенность только на своих интересах и заботах.

Когда никакая практика Дхармы, вопреки стремлению обрести сиддхи, не приносит желанных достижений,
Результат коренящегося в нас глубоко Демона превратной интерпретации "я", и "министра" его – себялюбия.
Отныне следует всё, что мы делаем, посвящать благу всех живущих!

Когда хоть и заняты мы благородной практикой, но ум по-прежнему не усмирен,
Результат непомерной мирской гордыни и мирского отношения к драгоценной сей жизни.
Теперь надо крепко держать в руках доставшийся нам шанс Освобождения!

Когда мы непостоянны в отношении круга друзей и испытываем от этого чувство раскаяния,
В прошлом бесстыдно заискивал и добивались расположения высоких и влиятельных лиц.
Отныне друзей выбирать следует с большой осторожностью и внимательно к ним относиться!
("Когда после совершения некоторых благих поступков мы чувствуем раскаяние или сомневаемся в их полезности, то это колесо острых кинжалов, описав полный круг, возвращается к нам, как результат того зла, которое содеяно было нами. До сих пор мы были непостоянны и побуждаемые низкими мотивами, искали расположение только тех, кто богат и в силе. Отныне следует действовать, полностью отдавая себе во всем отчет и очень тщательно подходя у способу, которым мы обретаем друзей.")

Когда другие под личиной друга сетью тонкой интриги обводят нас за нос,
Нас настигают плоды собственного эгоцентризма, высокомерия и ненасытной алчности.
Отныне любые признаки собственных амбиций и эгоцентризма следует постараться уменьшить!

Когда всё, что мы слышим или говорим,
Питает нашу привязанность или ненависть,
("Когда силой притяжения или отталкивания окрашено всё, что мы слышим или говорим")
До сих пор мы не размышляли о пороках демона, живущего в собственном сердце.
Теперь, изучив всё, что препятствует [Освобождению], и то, как эти омраченные состояния возникают, постараемся отбросить их!

Когда всё хорошее, что мы делаем другим, в ответ откликается злом и враждебностью,
В прошлом злобно встречали мы сами чужую доброту.
Отныне следует принимать макушкой своей головы – благопожелательно и с уважением – знаки расположения других!

По сути, когда неприятности одолевают нас, и нежеланные вещи случаются – подобно тому, когда меч, изготовленный кузнецом, кузнеца же и убивает, 
Это колесо острых кинжалов возвращается к нам, описав полный круг после наших злодейств:
Отныне следует быть осторожнее с негативными действиями и не совершать ничего неблагими методами!

Мы терпим страдания в низших мирах также подобно тому, как мастер, стрелу изготовивший, от своей же стрелы погибает,
Это колесо острых кинжалов возвращается к нам, описав полный круг после наших злодейств:
Отныне следует быть осторожнее с негативными действиями и не совершать ничего неблагими методами!

Мы терпим также страдания, когда ведем семейную жизнь домохозяина, – подобно тому, как любимый сын, которого родители окружили заботой нежной, впоследствии их убивает, –
Это колесо острых кинжалов возвращается к нам, описав полный круг после наших злодейств:
Отныне следует предпочесть чистую жизнь в высшей семье [Сангхи]!

Итак, я узнал врага! Я узнал того разбойника, который действовал крадучись, того лжеца, который претендует на то, что он – это я сам, и притворяется мною,
О, это цепляние за самосущую самость! Это мой эгоцентризм, моё себялюбие! Я узнал! Нет больше сомнений!

[…..]

Итак, хотя корень зла полностью и без сомнений логическим методом установлен,
Если теперь всё ещё существует несогласная с этим фактом часть нашего разума, – то это наша привычная склонность считать существующим самосущее "я",
Так пусть будет разбито само цепляние за иллюзию, – об этом молюсь!

Нам следует теперь медитировать на великую доброту всех существ
И принимать в свой поток бытия то, чего желают другие.
Посвятим же корень своих добродетелей всем живым существам!

Да будем способны мы помогать друг другу и поддерживать курс у берегам Просветления!

Эй, друзья, поймите, что всё – Взаимозависимость!
Идея Взаимозависимости – это отсутствие независимости: все феномены возникают во взаимосвязях, взаимообусловленности и взаимозависимости – 
А не в качестве независимых, отдельно существующих явлений.
Там и тут происходящие процессы изменений являются обманчивой видимостью, подобной магической иллюзии.
Это призрачная реальность, кажущаяся объективно существующей, подобно тому, как вращающийся факел кажется кольцом защитного гоня.

Подобно тому, как дерево, лежащее в воде, крошиться на кусочки, так существа не имеют прочной сущности,
Их внешний вид – всё равно, что дымка на горизонте, которая постепенно тает и исчезает.
Они существуют подобно миражу, – как видение, которое прекрасно на расстоянии, но если приблизиться, ничего невозможно найти.
Подобно отражению в зеркале, наши истины похожи на истину.

Мы верим, что вещи существуют реально и прочно, а они существуют как облака, как туман в горах – ничего плотного и стабильного. 
И так же наш враг – самость, этот палач и убийца, – кается реально существующим, однако никогда вообще не существовал!
Хотя феномены имеют вид истинно-сущего, они никогда и нигде истинно не существовали.

Проявляя подобную [реальности] видимость, они находятся за пределами приписывания им абсолютной реальности
И нигилистического отрицания за ними относительной истины.
Раз наше цепляние за "я" и себялюбие не имеет под собой объективной основы – независимой и истинно-существующей самости.
То тогда что это за оружие кармы – колесо острых кинжалов? Существует ли?

Да, все явления лишены самосущей природы, но подобно тому, как в сосуде с водой светится отражение луны,
Карма и плоды кармы многообразно отражаются в этом относительном мире
Так что, пожалуйста, в этом мире явлений, существующих лишь как отражение, как отсвет, как видимость реальности,
Практикуйте принятие того, что служит благу. И откажитесь от того, что приводит к страдания!

В то время, когда в кошмарном сне вспыхивает огонь конца кальпы мы, хотя это – не наяву, испускаем жуткие вопли страха.
Подобно этому, миры адов и другие дурные уделы не имеют объективно-истинной природы,
Но всё же мы можем принять в них все самые ужасные муки, устрашившись пламени ада и нестерпимости боли,
Мы должны практиковать отказ от действий, которые ведут нас вниз, к мучениям и боли.

Случается так, что когда мы бредим в болезни, при лихорадке, то путаем бредовые видения с явью – тотя вокруг не темно, мы чувствуем, как проваливаемся, все больше и больше, в огромную, черную яму.
Хотя неведение и другие клеши не имеют истинной реальности, нужно тремя видами мудрости устранить заблуждения!

Если исполняемую музыкантом приятную мелодию исследовать – что это такое – то не найти её самосущей природы.
Но когда не анализируя, просто слушают, то музыка, возникающая из соединения звуков, успокаивает и очищает умы существ.

Если провести абсолютный анализ кармы, причин и следствий, то они не имеют самосущей природы,
И их нет ни отдельно, ни в целом, ни в качестве части, и всё же в отношении феноменов на уровне видимости проявляются возникновение и разрушение,
И на этом уровне достоверной видимости мы воспринимаем различные процессы рождения и уничтожения.
Так что, пожалуйста, в этом мире, существующем условно, практикуйте принятие того, что приводит к благу, и отказ от всего, что приводит к страданиям!

Когда капля за каплей вода наполняет сосуд, то не первая капля одна наполняет сосуд, и не последняя капля в отдельности,
А также на каждая другая капля в отдельности – но взаимозависимым соединением всех капель, а так же сосуда, действия по наполнению и прочих факторов в совокупности наполнится сосуд.
Аналогично, когда переживаем счастье и несчастья – те или иные плоды кармы, то это в происходит не в силу первого момента причины, не в силу последнего момента причины, и не в силу какого-то другого момента причины, а из-за совокупности действия взаимозависимого собрания причин и условий мы испытываем различные перипетии судьбы.
Так что, пожалуйста, в этом мире условном практикуйте принятие того, что приводит к благу, и отказ от всего, что приводит к страданиям!

Эх! Если не препарировать скальпелем логики, то мы с радостью принимаем этот поток видимости, который называется жизнь, и испытываем от него чувство удовольствия,
Хотя в этой внешней видимости отсутствует вообще сущность, она проявляется, как будто это – реальность.
Это глубокое Учение трудно узреть тем, у кого низкие способности.

Если теперь созерцая все это, погрузиться в медитацию, то достоверная видимость как и почему существует?
Существующее – что существует? А также несуществующее – что это? 
И есть ли критерий того, что существует, а что не существует – что "является", а что не "является" ("есть" и "нет")?

Объект и субъект не существуют [В абсолютном смысле]. Дхармата не существует [в абсолютном смысле].
Если пребывать ясно в естественной природе Пустоты, свободной от всякого приятия и отвержения,
В недеянии, не создавая умопостроений, то станем Высшей Ли чностью.
Так практикуя без перерыва относительную и абсолютную Бодхичитту и доведя до конца накопление заслуг и прозрений.
Да придем к достижению двух целей, и обретем Собрание Превосходных Совершенств.
("две цели": это "цель для себя" и "цель для других". Собрание Совершенств: превосходные причины; превосходный плод;  превосходная польза; совершенные методы достижения двух целей)

[…..]

Теперь противоядие есть у меня – я освоил всё то, что Учитель сказал.
Не являясь приверженцем сектантства и односторонних предпочтений в философских взглядах,
Я стараюсь развить мою мудрость всесторонним подходом.
И во всех учениях Дхармы я вижу безмерное чудо.
И всё же для существ эпохи упадка именно это учение окажется самым полезным!

[…..]

Именно теперь надо отбросить прочь заставляющего нас несвободно кружиться в сансаре демона цепляния за самосущее "я"
Вместе с посланцами его – себялюбием и эгоистичным желанием счастья себе самому,
Да сможем принять сию трудную практику, которая нацелена на благо других!

СообществоВКОНТАКТЕ

Приглашение на семинары | материалы

Перейти в группу Вконтакте

канал TELEGRAM

Новости | анонсы | статьи | он-лайн

Перейти в группу в Телеграм

Дзен

@nadovsem

Духовные Фильмы

@nad_films