Медитация на лекарство
Преобразование лекарств созерцанием, принятом в буддийской целительной сангхе
Будда Шакьямуни преподавал различные учения, учитывая индивидуальные особенности и интересы своих учеников. Одно из таких учений было связано с медицинской наукой.
Причина заключается в следующем: обычно шесть совершенств — парамит, таких как щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация, невозможно практиковать одновременно. Они практикуются поочередно. Однако, в случае с медициной, если понять ее основы и применять их на практике, все шесть совершенств будут реализовываться одновременно.
Из трех форм совершенства щедрости (отдача вещей, бесстрашие и проповедь учения) сама дача лекарства является формой отдачи материальных вещей. Советы, которые успокаивают пациента и восстанавливают его душевное равновесие, представляют собой форму щедрость бесстрашия. При этом дача лекарства, поддерживающего жизнь, также способствует избавлению от тревоги.
Совет пациенту о повторении мантр и занятии религиозной деятельностью является частью учения. Также, когда вещество благословляются мантрой, они превращаются в высшую форму исцеления. Бесплатное исцеление бедных людей также является способом проповеди учения, щедрости и бесстрашия.
В отношении нравственности, следует поддерживать чистоту и порядок при приготовлении и использовании лекарственных компонентов. Также важно заботиться о благополучии других людей больше, чем о собственном.
Что касается терпения, целители, собирая травы в горах и выполняя другую тяжелую работу, сталкиваются с ранами и испытывают усталость от долгих походов. Их терпение и выдержка являются практикой терпения.
Целитель, с большим усердием и вниманием, выполняет все необходимые действия для приготовления лекарств в соответствующее время, без откладывания на потом. Это включает в себя практику усердия, а также практику сосредоточения через созерцание и чтение мантр.
Целитель должен правильно понимать качества, вкусы, силы и причины лекарственных ингредиентов, которые связаны с преобладанием определенных элементов. Это называется практикой интуиции и является частью практики, связанной с практикой шести совершенств.
В буддийской медицине практика медитации отличается от небуддийской, так как использует три уровня силы: сущность лекарственных ингредиентов, сила мантры и сила медитативной стабильности.
В буддийской системе ингредиенты активируются через практику божеств
Существует множество типов медитативной активации лекарств через различных божеств. Например, для лекарств от заразных болезней используется Хаягрива, для общей и самой сильной активации — Будда Медицины.
Перед приготовлением и после готовности лекарства также выполняются ритуалы. Во время этих ритуалов, целитель или лама входят в состояние Хаягривы и визуализируют пилюли в виде Хаягривы. Считается, что целитель, Хаягрива и пилюли становятся одним.
В зависимости от цели используются разные божества и мантры, что влияет на эффект лекарства.
Согласно общей структуре ритуала, не имеет значения, находятся ли пилюли в чаше или нет. Лама все равно визуализирует их такими, предварительно посвятив Будде, Учению и духовной Общине, а также питая альтруистическое стремление к просветлению.
Затем целитель-лама растворяется в пустоте первоначального существования и снова появляется в образе Хаягривы или Будды Медицины с полной мандалой или одиночным образом в других случаях.
Цвет Будды Медицины синий, как небо. Его тело прозрачное, если смотреть снаружи, и также прозрачное, если смотреть изнутри. Его правая рука делает жест медитативного равновесия, а левая рука держит чашу с нектаром. Такой же Царь Целителей визуализируется перед вами.
Затем, находясь в образе, вы приглашаете всех Будд из десяти направлений в образе Царей Целителей, которые растворяются в вас и в божестве перед вами. В этот момент Вы думаете, что обрели истинную сущность Царя Целителей.
Лучи света исходят от Будды Медицины перед вами, собирая исцеляющие и питательные сущности из десяти направлений и притягивая их в лекарство, находящееся в чаше, где они растворяются. Затем читается мантра.
Пока повторяете мантру, вы должны принять позу Вайрочаны, которая имеет семь особенностей.
Ваши ноги должны быть скрещены в позе Ваджрасана, а руки могут быть либо в описанной ранее позе, либо в жесте медитативного равновесия, где правая рука покрывает левую, а большие пальцы касаются друг друга. Ваш взгляд должен быть устремлен за кончик носа, позвоночник прямой, подбородок слегка наклонен, а плечи должны быть на одном уровне, без наклона вправо или влево. Ваш язык касается края верхнего неба.
Когда тело установлено в такой позе, почувствуйте, что в вашем сердце находится лунный диск с символом "ОМ" на нем. Из этого символа "ОМ" исходят лучи света, которые наполняют все десять направлений. Из этих лучей света исходят благоприятные подношения всем Буддам.
Затем эти богини вместе с сущностью Будды, такой как высшее тело, речь и мысль, растворяются в вашем собственном сознании. Сущность высшего тела возвращается в виде белых лучей, которые входят в вашу голову, сущность высшей речи возвращается в виде красных лучей и растворяется в области горла, а сущность высшей мысли возвращается в виде синих лучей, которые растворяются в сердце.
И снова из вашего сердца исходят лучи света, которые касаются всех живых существ шести видов: адских существ, голодных духов, животных, людей, асуров и богов. Лучи света входят в их тела и умы, освобождая их от страданий.
Перед смертью боги ощущают глубокую печаль, осознавая, что им предстоит переродиться в более низком состоянии. Асуры, или полубоги, страдают от зависти и постоянной борьбы с богами. Люди страдают от рождения, старости, болезней и смерти. Животные страдают от своей ограниченности и использования другими существами в своих целях. Голодные духи страдают от голода и жажды. Адские существа страдают от жара и холода.
Однако, лучи света могут освободить каждое из этих существ.
Представьте, что лучи света исходят из сердца Будды Медицины, который сидит перед вами, и направляются в десять направлений, проникая в четыре элемента и превращая их в мощные лекарства. Затем эти лучи света возвращаются и сливаются с лекарствами, находящимися в чаше. Таким образом, сила мантры и медитативной стабилизации воздействует на силу лекарств.
Будды Медицины также известен как Верховный Целитель. Хотя обычные целители действительно помогают в исцелении, они не являются Верховными Врачевателями - всеведущими Целителями, как Бхайшаджьягуру (Будды Медицины).
Бхайшаджьягуру полностью уничтожил в себе желание, ненависть и неведение, а также их последствия - ветер, желчь, слизь. Именно поэтому он способен помогать другим людям достичь того же состояния.
Он, зная предпочтения и интересы каждого живого существа, может преподавать учение, соответствующее их состоянию.
Говорят, что только услышав его имя можно избавиться от страданий дурных перерождений. Если это так, то стоит ли говорить о том, насколько полезно повторять его мантру? Ни кучи золота, ни серебра не смогут спасти живых существ от плохой участи в следующей жизни.
Поэтому очень важно принять медитативную позу, представить себя в образе Будды Медицины и, сосредоточив ум, повторять его мантру.
Или же можно представить, что перед вами сидит сам Будды Медицины. В любом случае, внимательно рассмотрите его голубое тело, его позу, форму глаз, жесты рук и так далее. Подумайте о его качествах, о его альтруистической деятельности, и с этими мыслями повторяйте мантру:
Намо бхагаватэ бхайшаджъя гуру вайдуръя прабха раджая татхагатая архатэ самьяксам буддхая.
Тадятта Ом бхайшаджье бхайшаджъе бхайшаджъе раджа самудгатэ сваха.
или
Тадьятта Ом бекандзе бекандзе маха бекандзе радза самудгате сваха.
или
Я превозношу Высшего учителя врачевания, царя лазуритового сияни, Татхагат, Архатов, полностью Просветленных.
К целителю, целителю, высшему целителю взываю.
Еши Донден «Введение в тибетскую медицину. Здоровье и равновесие». Перевод и редакция текста Илья Орлов.