МенЧо - комментарии к практикам
Комментарии к текстам МенЧо Рэйки с подробными разъяснениями определений. Буддийские концепции тантры и учение по космологии, божествам, ритуалам и философии.
1 Ступень МенЧо
Король Дхармы, Татхагата Защитник, Лорд Дхармы — Будда Шакьямуни.
Ясодхара (Яшодхара) — Жена принца Сиддхартхи (будды Шакьямуни).
Бодхисаттва — Просветлённый, давший обет не уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.
Махасаттва — Велико-духовный герой, покоривший демоническую игру. По японски "Makasatsu" или "Daishi" (великое существо).
Шесть Сфер Существования — Миры Сансары, три добрых сферы (небесная, полубогов-асуров, человеческая), трех злые сферы (животная, призраков, адская).
В трех собраниях — Три эпохи в истории, которые наступают после ухода Будды Шакьямуни в нирвану. «Сутра Великой Колесницы о покаянии в трех собраниях» «Дайдзё: сандзю: дзангэ-кё:». Правильный Закон 500 лет, Подобие Закона 500 лет, Конец Закона 10000 лет. Их продолжительность разные сутры оценивают по-разному.
Деревья Цветка Дракона — Удумбара (яп. «Udonge» — благоприятный цветок с небес). Символизирует передачу сознания между учителем и учеником. Удумбара и его цветы используются конкретно (как дерево, под которым Будда обрел просветление), метафорически и символически (нематериальность вещей и самого себя). Будда использует дерево Удумбара в качестве метафоры, чтобы описать, как член любой из четырех каст способен достичь того же качества духовного освобождения. В Японии этот цветок способен спасать жизни умирающих от болезней, считается, что он распускается раз в 3000 лет: «Увидеть полностью пробужденного человека, Будду, настолько редко, что это все равно что увидеть цветок Удумбары».
Мир Саха — Наша мировая система (Мир Претерпевания). Все живые существа, родившиеся в этом мире, претерпевают клеши и страдания. Одновременно страдания нашего мира являют в себе и потенциал способностей. Саха является 13-й мировой системой (из 25-ти) и она полностью окружена мирами, число которых равно количеству частиц тринадцатой мировой системы.
Три Реальности — Первая — чистая иллюзия, рациональность, «сконструированная реальность». Вторая — относительная реальность с опорой на восприятие и органы чувств. Третья — абсолютная реальность.
Будда, являющийся в Трех Телах — Трикайя (яп. Sanjin). Каждое из тел представляет отдельный аспект просветления. Первое тело - это Дхармакая (тело Дхармы), второе тело Самбхогакая, третье тело Нирманакая.
Татхагата — Тот, кто вышел за пределы. У всех татхагат нет пределов тела, форм и проявлений. Их тела беспредельны, то есть неисчислимы. Татхагата превосходит всех приходящих и уходящих. Он тот, кто прозрел истину в её полном объёме.
Вайдурия Пробхасса — Бхайшаджьягуру Вайдурья ПрабхаРаджа (санскр.) — полное имя Будды Медицины. Вайдурья - голубой берилл, Пробхасса - блеск / рассвет / сияние / заря.
Восточный мир чистого Вайдурия — Чистая земля Будды Медицины.
Самайя — Ежедневная духовная практика.
Десять направлений и Три Времени — означает, что потенциал Состояния Будды охватывает все пространство-время, в котором мы живем. Куда бы вы ни отправились в пространстве или во времени, всегда есть Будда, в котором вы можете найти прибежище.
Сознание Бодхи — Просветление, духовное пробуждение, сопровождается обретением сверхзнания и сверхъестественных способностей. Пробудить сознание бодхи означает дать обет переправить все живые существа до того, как переправишься сам. Будда сказал: «Какова та вещь, которую бодхисаттва должен охранять? Отвечаю – сознание бодхи. Бодхисаттва должен всегда охранять его точно так же, как люди охраняют единственного ребёнка»
Носители Ваджры, основе Трех Сокровищ — Учителя Дхармы.
Гора Сумеру и четыре континента — Меру, гора в самом центре мира, вокруг которой вращаются Солнце и Луна. Основание горы погружено в глубокий океан, гора окружена несколькими кругами меньших гор и океанов. Три мира находятся на горе или вокруг неё. Мир тридцати трёх богов находится на вершине, мир четырёх Небесных Царей на её склонах, мир асуров у её основания. Четыре континента континенты расположены по сторонам света, и каждый из них имеет два меньших субконтинента.
Чистому и великому Саге, Будде Шакьямуни — «Сага» или «Сака» это название звезды, выделяющейся на небе в течение четвертого лунного месяца тибетского календаря. PS. Возможно с санскрита используется слово Sagara, что означает бесконечный Океан.
На львином троне — Трон поддерживают белые львы (нарисованные на стенках трона). Львиный трон символизирует непобедимость Дхармы и четыре вида бесстрашия Будды. Восемь Львов (2 с каждого из 4 углов) символизируют устранение восьми собраний мыслей.
Четыре бесстрашия Будды — 1 полностью пробужден в отношении всех явлений, 2 уничтожил все загрязнители, 3 правильно определил все препятствия, которые должны быть устранены на пути, 4 при практике его учения ведут к полному уничтожению страдания.
На павлиньем троне — Олицетворяет собою величие, мощь и богатство, царскую власть.
Трон из многоцветного лотоса — Лотосовый трон просветления это символ чистоты и самоотречения Будды. Лотосовые сиденья, на которых восседают или стоят божества, символизируют их божественное происхождение.
В полной позе лотоса — Поза лотоса (санкср. Padmasana) со скрещенными ногами и вывернутыми вверх стопами, ориентирована на равномерное распределение праны в теле, ее интеграцию и контроль. Считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Такое положение тела напоминает с виду совершенную симметрию цветка лотоса.
Чистая Земля Махасукхавати, Земля Великого Блаженства — Девачен (яп. Гокураку «Умиротворённое блаженство»), земля Будды Амитабхи. Попадание после смерти в рай будды Амитабхи считается высшей целью в буддизме Чистой Земли.
Бечевка Брамина — Священный шнур (санскр. Упавита), символ божественного союза, так как он связывает неразрывными духовными узами с самим Брахмой. Упавиту называют йагйопавита, поскольку она означает не физическое, но духовное жертвоприношение. Человек приносит в дар богу свое эго, передает его для служения.
Жемчуг-Мала — Жемчужные чётки Авалокитешвары. В некоторых вариантах — чётки из горного хрусталя. Хрустальные четки для практики подношений, но лишь в том случае, если человек не привязан к вещам. Из жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней, помогают обрести спокойствие, умиротворение и избавиться от сомнений, пробуждают творческие силы.
Мала из 54 свежесрубленных человеческих голов — Ожерелье, которое символизирует покорение пятьдесяти негативных эмоций, человеческих глупостей и заблуждений.
9-конечнаяметеоритно-железняа Ваджра — Это так называемый свирепый (или рогатый) ваджр. 8 рёбер с длинными языками пламени и наконечник, обязательно заточенный. Такие ваджры используют в ритуальных практиках гневных идамов.
Черный аркан для связывания демонов, лассо для связывания демонов — Ваджрный веревочный аркан, силок или лассо обычно находится в левой руке «мудрости» и может сочетаться с железным крюком «метода». Аркан в качестве оружия используется для ловли или связывания. Вместе с железным крюком аркан соответствует союзу внимания и ясного понимания. У гневных аркан связывает «жизненные каналы» или вены всех мешающих демонов. Метафорически аркан сначала ловит, потом связывает и в итоге душит эго.
Покорителю всех Марас (Ваджрапани) — Покорителю всех Мар (бедствий, несчастий, неясностей). Мара (рус. Морок) стремится удержать всех существ в Сансаре, привязав их к чувственным удовольствиям. Ваджрапани собирает силу грома, чтобы поглотить силы с Небес и использовать эти силы для изгнания демонов Мары и лечения болезней.
Клубок темной силы Нагов — Злые (темные, черные) наги это мутировавшая, в результате дикой магии, ветвь духовных нагов. Будучи колдунами, они обладают способностью вызывать огонь, дожди, бури, владеют искусством майи, иллюзии, могут проникать сквозь твердую материю. Тёмные наги - праздные и заносчивые создания, стремящиеся подчинять слабых и упивающиеся властью и внушаемым ими ужасом. Они невосприимчивы ко всем обычным и магическим отравам и ядам и предпочитают плотоядную диету – особо им по вкусу горячая свежая кровь.
Деревянная дубинка кадира — Кадира это разновидность твердой древесины.
Три - Тысячи Раз Проявленная Вселенная — Бесконечное пространство заполнено безграничным числом мировых систем, каждая из которых существует в трёх проекциях: проекции чувственного желания, проекции чистой формы и проекции без формы. Тысяча подобных мировых систем образует одну маленькую вселенную; тысяча маленьких вселенных формирует вселенную среднего размера; а тысяча вселенных среднего размера объединяется в одну большую вселенную.
Четыре Силы и Сиддхи (магические способности), мирские и высшие — Достижения. В учении Ваджраяны выделяют два вида сиддхи — обычные и высшие. Обычные сиддхи представляют собой такие способности, как левитация, всеведение, чтение мыслей, предсказание будущего. Высшее сиддхи есть Просветление, трансцендентальная победа. Оба сиддхи превосходят измерение обычной жизни.
Восемь и шестнадцать великих ужасов — Ады Буддийской космологии (яп. Дзигоку): 8 горячих и 8 холодных. Отмучившись срок в аду оказываются у ворот. Таких ворот четверо: северные, восточные, западные и южные. За любыми из этих ворот располагаются четыре дополнительных ада (т. е. в сумме их шестнадцать на каждом из восьми адских уровней).
Поза Ваджра — Ваджрасана несокрушимая поза алмаза. Поза сидя на коленях, руки на коленях. Практикуя эту асану тело становится крепким и сильным как алмаз, а ум ясным и умиротворенным.
Дхарма Треугольник — Мудра, (яп. Треугольник солнца). Соединение указательных и больших пальцев рук так, чтобы получился треугольник,
Восемь Бодхисаттв — Манджушри, Авалокитешвара, Ваджрапани, Кшитигарбха, Акашагарбха, Самантабхадра
Сарваниварана-Вишкамбхин, Майтрейя.
16 старейшин — Хранители Учения Будды — Шестнадцать Арьястхавир, Архатов, Старейшин – ученики Будды Шакьямуни, давшие обет не уходить в Нирвану раньше времени, предсказанного Буддой. Ангаджа, Аджита, Ванавасин, Калика, Ваджрипутра, Бхадра, Канакаватса, Канака Бхарадваджа, Арья Бакула, Рахула, Чудапантхака, Пиндола Бхарадваджа, Махапантхака, Нагасена, Гопака, Абхеда.
Махаяна — Великая (большая) колесница буддийского пути. Включает сутру и тантру. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты. Это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы.
Дармадату — Свобода от четырех крайностей существования и несуществования, ясный и осознающий ум, самоосознавание, которое является абсолютным осознаванием.
Внешние, внутренние и секретные воздаяния — Тайные подношения подразумевают тантрический союз для постижения блаженства и пустоты. К внутренним относятся подношения различных очищенных жидкостей и видов мяса, символизирующие трансформацию наших заблуждений. Внешние – это подношения всего самого лучшего и приятного для наших пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Именно внешние подношения принято делать на домашнем алтаре и для них служит набор из чашечек и светильника.
Пять чувственных удовольствий — Внешние подношения. Формы, познаваемые глазом — приятные, радующие, очаровывающие, располагающие к себе, возбуждающие желание, манящие. Звуки, воспринимаемые ухом. Ароматы воспринимаются носом. Вкусы воспринимаются языком. Тактильные ощущения, воспринимаемые через тело — приятные, радующие, очаровывающие, располагающие к себе, разжигающие желание, манящие.
Амрита, Ракта и Торма — Чистая сущность трех эмоциональных ядов. Амрита это чистая сущность гнева, ракта это чистая сущность страсти, привязанности, и торма это чистая сущность тупости, или неведения. Поднося эти субстанции, мы опустошаем базис для этих трех ядов, одновременно трансформируя их в основные три типа мудрости.
Три Великих Колесницы — Трияна (яп. Сандзё). В буддизме выделяют три основных цикла учений «Три колесницы»: Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна или Мантраяна (Алмазная колесница). «Яна» означает «колесница», на этой колеснице преодолевается поток перерождений и находится пристань у берега нирваны.
Действия ради моего блага и блага других, выполняя Две Цели — Устремлённость к Двум Благам, для себя и для другого так-же называется мотивацией Бодхичитты. Учение призвано содействовать благу других, своему и освобождению. Эти цели суть сердцевина шести совершенств (парамит).
Рубище Бикшу — облачение, одежда монаха (санкскр. Бхикшу)
Орнаменты Самбогакайи — Объекты, содержащие все добродетели, всё хорошее. Царственные одеяния бодхисаттв с восемью украшениями. Украшения самбхогакайи: яркие шарфы из тонкого шелка, цветочные орнаменты, украшения с драгоценными камнями.
Большие и малые знаки Будды — Тело Будды Шакьямуни имело тридцать два великих и восемьдесят малых признаков. Когда Будда родился, его показали мудрецу Асите. Обнаружив на теле младенца особые великие и малые признаки, Асита сделал предсказание, что родившийся мальчик является воплощением великого святого, которому суждено стать либо великим царём.
Все десять недостойных дел — Десять неумелых поступков (вредных действий): убийство, воровство, прелюбодеяние, развратные действия, ложь, пустая болтовня, грубые слова или оскорбления, клевета, алчность, злонамеренность, ложное воззрение.
Кладбищенские одежды и кладбищенские орнаменты — Восемь кладбищенских украшений: корона из пяти черепов, четки из пятидесяти четрех человеческих голов, плащ из кожи слона, шкуру тигра (подчинение страсти) на бедрах, его тело намазано жиром, на бровях кровь, на лбах пепел. Тело покрывают многочисленные украшения, сделанные из человеческих костей.
Пять Мудростей — Зеркалоподобная мудрость: ясность во всех аспектах ума. Равностная мудрость: понимание и сострадание. Различающая мудрость: различение верного от ложного. Всесовершающая мудрость: должное понимание о том, как правильно делать важные вещи. Всепронизывающая мудрость: правильное понимание всех аспектов Дхармы, состояние полной чистоты.
Отверстие Брахмы — Брахмарандхра, нирвана-чакра, сахасрара-чакр, расположена в области родничковой кости на темени головы.
Собрания Божеств в мандала Йдамов — Традиционно это называется «собрание божеств, которые являются источником достижений». Слово «собрание» означает, что мы совершаем подношение не одному божеству, а всей мандале, или даже нескольким мандалам божеств, каждая из которых состоит из главного божества и его свиты.
Собрания Даков и Дакинь — Дакини ("идущиие по небу"), существа которые являются носителями, хранителями, защитниками и учителями тайных учений и в традиции Тантры. Образы Дакинь это особый психологический прием, которые используется в Тантре. Эти образы объясняются преодолением земных страстей и достижения самадхи в нирване. Дакини посвящали людей в глубокие и глубочайшие тайны Дхармы. Даки это божественные супруги и одновременно помощники Дакини.
Центральный канал начинается в месте, шириной в четыре пальца ниже пупка, называется «Дан-Тьен» — речь идет о «Нижнем Дантяне (яп. Нижний Тандем) в медицине Китая.
2 Ступень МенЧо
Якши, Якшасы — Якши являются защитниками природных сокровищ, спрятанных в земле и корнях деревьев. Охраняют буддийские храмы, являются охранителями учения. Двенадцать основных Якша дали обет Будде Медицины защищать всех тех, кто читает его сутру или произносит его мантру.
Ракшас, Ваджра Ракшас — Демон-людоед зеленого, желтого или голубого цвета, с красными глазами и шеей, который пьет кровь и питается трупами, имеет вертикальные зрачки и длинные ядовитые когти. Ракшасы бродят по ночам и приносят несчастья живым существам. Способны принимать разные обличья. Якши могут превращаться в Ракшасов и наоборот.
Земные или Планетарные Божества) ДЗА — (санскр. Граха) - это злобные планетарные духи, управляемые Рахулой. Вызывают такие болезни, как эпилепсия и паралич. Некоторые из них связаны с конкретным сезоном.
Сайдаги или Земные Духи — Хозяева земли. Движение Садаг определяется годовыми, месячными и даже дневными циклами. Сайдагов достаточно легко оскорбить, и их гнев может быть ужасен, длителен в течение многих жизней, поскольку они чрезмерно долго живут. Их гораздо труднее умиротворить, чем Нагов или любой другой класс существ. Они обычно быстро обижаются, но очень трудны умиротворяются
Тсены или Духи Огня — "Могущественные". Духи мужского пола, живущие в камнях. Считается, что это духи монахов прошлого, нарушивших свои обеты. Подчинённые великими практикующими, Цен часто становятся хранителями храмов, святынь и монастырей.
Рак и инфекционные заболевания связан с провокацией Тсен.
Гьялпо или Король Демонов — «Владыки». Полубожественные существа и духи. Это духи злых королей или высоких лам, нарушивших свои обеты. Часто это важные местные божества. Насылают нервные расстройства и эпилепсию. Связаны с «тяжелыми» земными силами и металлами. Они, используя потоки деструктивной энергии и опираясь на ужас людей перед возможностью гибели привычного им мира, провоцируют их на поиск прибежища во внешних, социально значимых формах (эгрегоров), и отвращают от реального видения природы вещей и прибежища, даваемого Дхармой.
Ками — Представлены как в виде божеств, так и в виде святых мест и природных явлений. Они связанны со всем в этом мире — живыми, мертвыми, стихиями, явлениями и даже абстрактными понятиями. Учат уважению к окружающей среде и призывают к бережному отношению к природе.
Писаки — Плотоядные демоны по уровню ниже ракшасов, гораздо более злобные. Питаются энергией людей, такой как безумие или развращение невинности, вселяются в людей и изменяют их мысли, вызывая психические отклонения, безумие и самоубийства.
Ниены — Злобные духи, живущие в атмосфере или на поверхности земли и в полях. Некоторые из них живут в деревьях. Ньен являются причиной многих заболеваний, некоторых видов рака. Ответственны за паралич, рак, инфекционные заболевания, страх, восприятие мира как агрессивной среды, способны насылать хромоту. Кроме того, они усиливают свое влияние на человека в момент дисбаланса элементов (стихий), лишая удачи или сокращая жизнь.
Кумбхандас — Маленькие уродливые духи с большими животами, спутники Мары. Кумбханды враждебны людям, но в качестве свиты Вирудхаки они поклоняются татхагатам и бодхисаттвам.
Лха — Духи (божества) местности. Одержимый демоном Лха разговаривает так, будто объясняет, куда ехать, на перекрестке в людном месте и т.п., речь его благозвучна, он страдает бессонницей, обладает приятным на вид и чистым лицом, слишком любит украшения.
Гъялтсены — Разновидность Тсен (духов огня) из класса Гьялпо. Где действуют вредоносные гьялпо, там люди становятся очень нервными. Где гьялпо там войны, конфликты, бедствия и серьезные беспорядки.
Си — «Вероломные» древние духи. Их много видов, и у некоторых есть человеческое тело с головой животного. Чаще всего они приходят к практикующим и делают всё, чтобы лишить их веры в практику.
ДамСи — «Девять Извращенных Демонов Внутренней Слабости». Класс демонов или вредоносных духов, которые рассматриваются как нарушившие их собственные обеты и которые любят совращать других делать то же самое. Всего их девять кровных братьев. Эти девять Damsi (тиб. dam sri) обычно названы нарушителями самайи, злобными нарушителями закона духами, извратителями самайя и осквернителями-демонами.
Теуранги — Теуранги похожи на людей, но это не люди - одноглазы, одноноги, одноруки. Они принадлежит к классу Ниен. К этому классу принадлежит большинство местных охранителей. В древнетибетских мифах это существа космического происхождения, обитающие в нижних слоях неба и насылающие на Землю град, бури, штормы и провоцирующие споры и ссоры среди живущих людей.
Серанг / Сейдаг
Юл Лха — Божество местности, обладающее нечеловеческими возможностями. Обычно благожелателен, но иногда с тяжелым характером, и люди этого места переживают тяжелое время, пытаясь сохранить благоволение божества.
Мамос, Ваджра Мамос — Образуют многочисленный класс гневных женских божеств. Колдуньи кладбищенских земель и склепов. Эти чёрные богини представляют природные силы, которые, если их потревожить, становятся разрушительными и приносят войны и эпидемии.
Дакини — см. Собрания Даков и Дакинь
440 болезней — Скорее всего речь идет о 404 болезней в Тибетской медицине. 101 болезнь из-за сильного влияния деяний прошлых жизней, 101 болезнь данной жизни, 101 болезнь, связанная с духами, 101 поверхностная (простая) болезнь.
360 несчастий — (?) Вероятно речь идет о том, что тело состоит из 360 костей. В Двойной сутре (Сутре золотистого света) Будда говорил об этом описывая человеческое тело и его строение.
80.000 Демонов Препятствий — Они - словно огромная армия, готовая атаковатьи до зубов вооруженная своим оружием, восемьюдесятью тысячами беспокоящих эмоций. Восемьдесят тысяч вредителей, чинящих препятствия, несут 404 болезни: четыре первичные болезни, вызываемые разными сочетаниями ветра, желчи и слизи, и их сочетание. Каждая из этих первичных болезней имеет сто вторичных аспектов, что в целом дает 404.Мы окружены огромной армией 80 000 демонов, чинящих препятствия и вооруженных смертоносным оружием болезней. А в центре этой огромной орды безжалостных демонов и препятствий находится наша жизненная сила, пытающаяся им противостоять.
Четыре Мары — Мара смерти, Мара беспокоящих эмоций и состояний ума, Мара совокупных факторов познания (пять совокупностей, изменчивые непостоянные явления), Мара – сын богов ошибочные воззрения).
Все Мары — В современном мире Мара не успокаивается и повсюду расставляет свои капканы. Это выражается в негативных эмоциях людей и ситуациях, их порождающих. Особенно это влияние ощущают люди, которые только встают на тропу духовности. Они сталкиваются с мешающими чувствами: стремлениями, желаниями, ленностью, сомнениями, возбуждениями, страхами, гордыней, привязанностью к привычным удовольствиям.. Мара для этого готовит уловки, которые упираются в старый образ жизни. Какие бы угрозы и препятствия Мара ни чинил на духовном пути, он может быть страшен человеку только до тех пор, пока сам человек это дозволяет.
Вода, располагающая атрибутами восьми качеств — Прохладная, вкусная, легкая (не оставляет тяжести в желудке), мягкая (приятная на ощупь), прозрачная и чистая, без запаха, после питья оставляет приятное чувство в желудке, приятная для горла и очищает его.
Корова исполняющая желания — «Дойная корова желаний» (санскр. Камадхену), также известна как «Сладко пахнущая» (санскр. Сурабхи), одна из 14-ти драгоценностей, появившаяся в результате пахтанья Молочного Океана дэвами и асурами. Была подарена богами мудрецу Васиштхе.
Камень исполняющий желания — «Чинтамани». Символизирует духовные сокровища, которыми может овладеть просветленный ум. По преданию обладает силой влияющей на судьбу и происходящие события. Он приходит только к тем, кто высок духом и чист сердцем, кто ради блага людей готов на подвиг и самопожертвование. Приходит самым неожиданным способом, тем же неожиданным путем в должное время исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем. Чинтамани был прислан Рерихам 6 октября 1923 г. в Париже.
Бодхичитта — Альтруистическая мотивация достигнуть просветления, чтобы принести пользу всем живым существам.
Клятвы Пратимокши и указы Винайи — Обеты индивидуального освобождения, описанные Буддой Шакьямуни в Винае. Коренные обеты мирянина: не убивать, не лгать, не красть, соблюдать целомудрие, не принимать одурманивающие вещества. Помимо этого описываются еще около 400 обетов для монахов.
Нарушения клятв Сутры и Тантр — Чтобы правильно практиковать Тантру, важно знать путь Сутры. Принятие коренных тантрических обетов подразумевает воздержание от восьми грубых действий, которые ослабляют нашу практику медитации и затрудняют прогресс на пути тантры. В каждом из четырех классов тантр присутствуют четырнадцать коренных падений. Незыблемой основой этики тантры являются четырнадцать обязательств согласно тексту «Общей Тантры» и тридцать обязательств «Тантры Сусиддхи», включающих в себя двенадцать предписаний и восемнадцать запретов.
Учения Великой, Малой и Экстраординарной Колесниц — Будда дал три больших цикла наставлений, соответствующих различным способностям и склонностям учеников, то есть трижды «повернул Колесо Учения». Эти циклы наставлений составили три ветви Буддизма: Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна.
Tayatha Panca Driya Ava Bodha Naye Swaha — Мантра быстрого (скорейшего) исполнения устремлений, дхарани об исполнении всех устремлений.
Нирманакайи Самбогакайи тела Дхармы — см. Будда, являющийся в Трех Телах
Самантабхадра, жить жизнью Бхадра — «Вселенский Мудрец / Всеобщий Достойный / Всеблагой» (яп. Фугэн). Является покровителем изучающих Дхарму, воплощает силу трансцендентной мудрости, учит, что практика так же важна, как размышления и медитация. Существует 10 обетов практики бодхисаттвы Самантабхадры
Шесть Парамит — «Великие запредельные добродетели». Щедрость, нравственность, терпение, радостное усердие, медитация, мудрость (устранение различий в уме).
Пять смертных грехов — Действия, которые ведут к перерождению в аду Авичи. Первый вариант: убийство отца, убийство матери, убийство архата, создание раскола в Сангхе, злонамеренное пролитие крови Будды. Второй вариант: непристойное поведение с женщиной-архатом, убийство Бодисаттвы, убийство йога, кража имущества Сангхи, уничтожение ступы.
Дхармадату — Невыразимая реальность, пронизывающая собой все явления. Запредельная мудрость и высшее блаженство, которая проявляются в мириаде мандал и обителей верховных божеств.
Растение Мирабола — Миробалан Арура (Амла) - знаменитое лекарственное растение древней медицины, в особенности Аюрведы. Предохраняет полезные жидкости организма от порчи, обостряет чувствительность, улучшает настроение, улучшают энергетику миокарда, устойчивость к физическим нагрузкам, используется для улучшения медитации. Имеет антибактериальные, противовоспалительные, болеутоляющие, антипиретические, адаптогенные, гепатопротективные, нейропротективные, антидепрессивные, противоопухолевые, антиульцерогенные, антидиабетические свойства.
Масло из чампака — Магнолия Чампака используется в религиозных церемониях. Цветы чампаки обладают чудесным ароматом и олицетворяют собой любовь.
Звуки Вайна — Не просто инструмент, но и сакральный объект, принадлежность посвященных. Под названием объединяются инструменты разной конструкции и типа струнный щипковых музыкальных инструментов. Считается, что сама богиня красноречия Сарасвати, покровительствующая науке и искусству, подарила этому излюбленному инструменту индийской классической музыки поющий человеческий голос.
Кальпа — «Порядок / Закон»(санскр.) — единица измерения времени в индуизме и буддизме, «день Брахмы», период проявления активности, жизни Вселенной (фаза проявленной Вселенной).
80000 Дхарм — Искусные средства, зарождающие в уме бодхичитту — пустоту, сущность которой сострадание, которым учил Будда.
Семь Ришис — Семь мудрецов (санскр. Саптариши) считаются творцами вселенной и прародителями всех ныне живущих. По их именам называются семь основных звезд созвездия Большой медведицы. Эти звезды считаются их телами, и риши обладают той же природой, что и Ангелы Планет.
Гаруда — Божественная птица (Орел), является защитником учения Будды, а так-же защищает людей от демонов, неведения и нагов. В тибетском буддизме гаруда является одним из четырех достоинств - животных, которые представляют собой характеристики бодхисаттвы. Дракон (сила), Тигр (уверенность), снежный Лев (бесстрашие) и Гаруда (мудрость).
Тигли — Тигле. В зависимости от контекста имеет много разных значений. Это маленький шар света, символизирующий конкретное качество сознания. Сущность ума. Семя мужчины и вагинальная влага женщины. Наиболее сущностная форма тонкой энергии тела. Также это крошечные сферы радужного света, которые могут возникать на начальных этапах виденья в практике.
Трезубец, который освобождает от Трех Ядов — Символизирует Три Драгоценности Будды. Он (Кхатванга) символизирует Небеса чистого пламени, а также разрушение трёх ядов: гнева, желания и лени. Волшебное оружие бога Шива, и его имели отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и другие.
Кривое лезвие Картари — Картари / Картика / Дригуг. Ручной ритуальный нож в форме полумесяца для снятия кожи, используемый в тантрических церемониях. Известен как «нож дакини». Картика обычно появляется в паре с капалой (чашей-черепом), символизирующей союз мудрости и метода.
Дамару — Маленький барабан в форме песочных часов. Атрибут Шивы; используется йогинами в различных ритуалах. В Тантре буддийские монахи используют дамару, сделанную из человеческого черепа. Бой этого барабана символизирует ритм сотворения мира.
Слон Ганеша — Ганапати, сын Шивы и Парвати. Изображается в виде пузатого человека с головой слона и одним бивнем, сидящего на мыши. Ганеша ассоциируется с интеллектом, разумом, успехом и процветанием. В буддизме Ганеша — недоброжелательное и злобное существо, которое нужно умилостивить, чтобы избежать бед.
Амброзия — Пища богов, дающая им молодость и бессмертие. Амброзии соответствует напиток Амрита (санскр. Бессмертие).
Цветок Утпал — Кувалая (санкср.), цветок голубого лотоса. В тантризме лотос (Падма) олицетворяет день, а Утпала или Нилотпала — ночь.
5 Элементов
Поток энергии рассматривается во взаимосвязи с 5-ю элементами.
В древние времена и Восточные и Западные философы полагали, что все создания состоят из Пяти Элементов: Воздух, Огонь, Земля, Вода и Пространство. Ученые знают, что это неправ- да, в научном смысле, и это есть упрощение, но духовно, мы знаем, что на физическом плане работают Пять Элементарных Энергий, которые очень хорошо соответствуют Пяти Элементам древности.
Преобладание или недостаток одной из Элементарных Энергий во внутреннем поле, которое формирует Матрицу манифестации (шаблон) для нашего физического тела может привести к дисбалансу в физическом теле и проявлении заболевания или нежелательных состояний.
- Повышенное содержание элемента Огонь может привести к горячке, бессоннице и вспыльчивости.
- Превышение элемента Вода с другой стороны может привести к распуханию, холоду в руках и ногах и общему снижению энергии.
- Превышение элемента Воздух может привести к головокружению и обмороку и многим другим неприятным симптомам.
- Превышение элемента Земля может привести к ожирению и полноте и к такому «земному» проявлению как Запоры.
- Повышенное содержание элемента Пространство может привести к безразличию, интеллектуальной тупости, галлюцинациям, и даже, безумию.
Поэтому, очень важно, чтобы все элементы были сбалансированы в организме.
Информация из учений МенЧо Рэйки, Бон-По, Тибетской медицины, Истории Тибета, Сутр Ваджраяны, Дзогчен.